Лукойл-НОРСИ

О Нижегородский НПЗ (Лукойл-НОРСИ)

Контактные данные

  • Компания ООО "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез"
  • Страна: Россия
  • Город: Нижний Новгород
  • Адрес: 607650, Нижегородская обл., г. Кстово, шоссе Центральное (Промышленный р-н), д. 9
  • Координаты:
  • Широта 56.107279
  • Долгота 44.154911
  • Высота над уровнем моря 81.49 метров

Характеристика

  • Год ввода в эксплуатацию: 1958
  • Первичная переработка нефти и конденсата: 17 млн. тонн/год
  • Вакуумная дистилляция: 8.86 млн. тонн/год
  • Термические процессы: 2.12 млн. тонн/год
  • Каталитический риформинг: 2.36 млн. тонн/год
  • Гидроочистка: 11.14 млн. тонн/год
  • Керокс: 0.96 млн. тонн/год
  • Индекс Нельсона: 7.30
  • Состояние: в эксплуатации

Структура компании и собственности

Нижегородский НПЗ располагается в городе Кстово, в 18 километрах от Нижнего Новгорода на правом берегу Волги. С 2001 года завод вошел с состав компании «ЛУКОЙЛ» и с этого времени был переименован в «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез». На сегодняшний день ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» занимает четвертое место в России и первое среди НПЗ, принадлежащих «ЛУКОЙЛу» по объему первичной переработки нефти — 17,1 миллионов тонн в год. Это один из самых современных отечественных нефтеперерабатывающих заводов — с эффективно выстроенными технологическими процессами и высокой добавленной стоимостью.

Структура ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» состоит из пяти производств: комплекса моторных топлив, комплекса смазочных масел и нефтебитумов, каталитического крекинга, производства по обслуживанию технологических установок, товарно-сырьевого производства. В процессе строительства находится еще одно производство — глубокой переработки нефти.

Помимо этого, завод располагает пятью железнодорожными эстакадами — нефтяной, бензиновой, мазутной, газовой и комбинированной.

Основная текущая деятельность и стратегические задачи

Выполняя все ежегодные производственные планы, коллектив, руководство и собственник «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» практически в непрерывном режиме ведет модернизацию предприятия, расширяет ассортиментный перечень и улучшает качество выпускаемой продукции. Благодаря этой работе за последнее десятилетие удалось снизить коэффициент износа основных фондов более чем в двое — с 0,7 до 0,3. Постоянно идет снижение удельного потребления электроэнергии, топлива и тепла, а по показателю безвозвратных потерь «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» показывает самые лучшие результаты в отрасли. За эти годы удалось добиться впечатляющих результатов и по экологической составляющей — в 5 раз снижено удельное потребление воды из реки Волга, в 3,4 раза уменьшено образование сточных вод, а выбросы в атмосферу уменьшились в 3 раза.

Вся продукция, выпускаемая сегодня на «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез», широко востребована на рынке и хорошо знакома потребителям, при этом около половины ее поступает на экспорт. Среди основных видов нефтепродуктов под маркой «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» обязательно стоит отметить следующие: автомобильные бензины экологического класса 5 — Регуляр-92 (АИ-92), Премиум Евро-95 (АИ-95), Экто Sport (АИ-98); авиационное топливо для реактивных двигателей ТС-1 и для газотурбинных двигателей Jet А-1; дизельное топливо экологического класса 5 — Евро-5 и Экто Disel; смазочные масла — моторные, трансмиссионные, индустриальные, специальные; широкую линейку сжиженных углеводородных газов; топочный мазут; вакуумный газойль; техническую серную кислота; пропилен; твердые пищевые парафины и многообразие нефтяных битумов.

Производственные показатели и статистика

Ежегодный объем первичной переработки нефти на «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» составляет 17,1 миллионов тонн в год. Это лучший показатель среди предприятий ОАО «ЛУКОЙЛ» (доля 17,1%) и четвертый в России.

Нефть на завод поступает по нефтепроводам Альметьевск — Нижний Новгород и Сургут — Полоцк. Для производства используется смесь нефти из западносибирских, пермских и татарских месторождений. Начиная с 2012 года, весь выпускаемый на предприятии автомобильный бензин и дизельное топливо соответствуют стандарту ЕВРО-5.

Отгрузка готовой продукции потребителям идет всеми видами транспорта. Из них на долю железнодорожного приходится 73%, трубопроводного — 17,1%, речными судами перевозится — 6,6% и еще 3,3% доставляется до потребителя автоцистернами.

История создания и развития Нижегородский НПЗ (Лукойл-НОРСИ)

В 50-е годы прошлого века началось бурное развитие промышленности центральных регионов России, и в связи с этим возникла высокая потребность в горюче-смазочных материалах. Поэтому в 1951 году для строительства Ново-Горьковского нефтеперерабатывающего завода Министерством нефтяной промышленности СССР создается дирекция по строительству. И спустя 7 лет в августе 1958 года завод отправил своим потребителям первую партию продукции.

В последующие годы завод интенсивно развивается. Так, в период с 1959 по 1966 годы на Горьковском НПЗ были построены 32 технологические установки, на которых производилось 22 вида высококачественной продукции. С 1966 по 1976 годы на заводе ввели в эксплуатацию еще 12 технологических установок. Столь быстрые темпы развития НПЗ позволили ему уже к средине 80-х годов выйти на второе место в стране по объему переработки нефти. К марту 1973 года на Горьковском НПЗ удалось переработать 100-миллионную тонну нефти. А в сентябре 1976 года завод был переименован в ПО «Горькнефтеоргсинтез». Знаменательным годом для предприятия стал 1981-й, в октябре этого года нефтехимики получили новое производство — нефтехимический завод ЭП-300, это позволило довести выпуск товарной продукции до 82 видов.

В июне 1994 года предприятие вновь преобразуется и с этого времени называется АООТ «Нижегороднефтеоргсинтез» (АО «НОРСИ»). На следующий год — в сентябре 1995 — АО «НОРСИ» входит в состав АО «НК «НОРСИ-ОЙЛ». А с 2002 года входит в состав нефтяной компании «ЛУКОЙЛ».

Крупная реконструкция и техническое перевооружение завода началось в 1997 году. В следствии проделанной работы, в том числе, была модернизирована установки АВТ-5 и гидроочистки масел. Это позволило повысить мощность установки с 3 миллионов тонн нефти в год до 4,5 миллионов. Введено в эксплуатацию производство пищевых высокоочищенных парафинов. Увеличен объем выработки и экспорта парафина.

В 2004 году, в первые в России, на «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» начинается производство топлива для турбореактивных двигателей Jet A-1, которое соответствует экспортному стандарту качества AS/EN 9100. В это же время строится установка каталитического риформинга бензина с непрерывной регенерацией катализатора ЛФ-35/21-1000, мощность которой достигает 1 миллиона тонн в год. Это позволяет повысить долю выпускаемых на предприятии высокооктановых бензинов до 66,5%.

В последующие два года 2005-2006 коллектив предприятия вводит в эксплуатацию новый блок вакуумной разгонки мазута на установке АТ-6 мощностью 3,3 миллиона тонн в год и заканчивает реконструкцию установки риформинга Л-35/5. Также в это время введена установка измеризации бензинов проектно мощностью 440 тыс. т/год. Помимо этого удается увеличить производительность установки АВТ-6 с 7 до 9 миллионов тонн нефти в год. Это стало возможным после проведения реконструкции атмосферной части на АВТ-6.

В 2006 году предприятие начинает выпуск автомобильных бензинов класса ЕВРО-3 и дизельного топлива класса ЕВРО-4. А уже к 2008 году весь объем производимых на «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» бензинов соответствует 3-му классу экологичности. Реконструированы установки гидроочистки, что позволило начать выпуск дизельного топлива по стандарту ЕВРО-5. В 2008 году введена установка висбрекинга гудрона мощностью 2,4 млн т/год.

В 2009 на «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» реализуется инвестиционный проект «Реконструкция производства азота и воздуха». Впервые на российских НПЗ на установках АВТ-5 и АВТ-6 успешно внедряются усовершенствованные системы управления (АРС-систем).

В 2010 году на предприятии начинается выпуск новой марки бензина АИ-98 — ЭКТО-Sport, который соответствует классу ЕВРО-5. В этом же году коллектив завода приступает к промышленной эксплуатации комплекса каталитического крекинга. С вводом Комплекса производство высокооктановых автомобильных бензинов на предприятии выросло на 1,4 млн т/год, дизельного топлива — на 400 тыс. т/год, а выход светлых нефтепродуктов увеличился на 12%. В 2011 году начинает работать установка АКС-2 (по производству азота и воздуха) и установка фтористоводородного алккилирования. На установке АВТ-1 внедрена современная распределенная система управления на базе микропроцессорной.

2012 год ознаменуется на предприятии переходом к производству автомобильных бензинов АИ-92, АИ-95 и АИ-98, которые соответствуют классу ЕВРО-5. В 2015 году закончено строительство 2-го комплекса каталитического крекинга вакуумного газойля.

Процесс модернизации и наращивания мощности на «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» продолжается — в настоящий момент ведется строительство комплекса по глубокой переработке нефтяных остатков, благодаря чему глубина переработки нефти превысит 95%, а также запущен инвестиционный проект по возведению производства полипропилена.